Бакчарское сельское поселение
Бакчарский район Томская область

Прокуратура Бакчарского района разъясняет нормы законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами

Прокуратура Бакчарского района разъясняет нормы законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.

С 2019 года на террито­рии Российской Федерации реформирована система  обраще­ния с твёрдыми коммунальными отходами.

  Новая система нацелена на умень­шение объёмов захоронения об­разуемых отходов за счёт сорти­ровки мусора и раздельного сбора вто­ричных материальных ресурсов.

  В рамках реформы разработана тер­риториальная схема обращения с отходами -  документ стратегического пла­нирования, описывающий текущую ситуацию в сфере обращения с отходами, планируемые объекты инфраструктуры сферы ТКО, сроки их строительства.

  Согласно территориальной схеме, Томская область разделена на восемь зон, в каждой из которых работает свой региональный опе­ратор.

07 сентября 2022 года по результатам конкурсного отбора между Департамен­том природных ресурсов и охраны окру­жающей среды Томской области и ООО «Партнер» заключено соглашение об орга­низации деятельности по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории четвертой зоны деятельности регионального оператора, включающей в себя Бакчарский, Кожевниковский, Шегарский районы, муниципальное образование «город Кедровый».

           Департаментом природных ресурсов Томской области подписано концессионное соглашение с ООО «Томская региональная концессионная компания» о финансировании, создании и эксплуатации автоматизированного мусоросортировочного комплекса. Эксплуатация мусоросортировочного комплекса на территории Томкой области позволит снизить объем захо­ронения ТКО.

  В прокуратуру района периодически поступают вопросы относительно ока­зания услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.

«Откуда такие нормативы, тарифы?», «Можно ли отказаться от оплаты?», «Каков порядок за­ключения договора с региональным опе­ратором (РО)»? и т.д.

Правовое регулирование обращения с отходами производства и потребления

  Конституцией Российской Федера­ции (статья 72) вопросы охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности отнесены к совместному ведению Российской Фе­дерации и ее субъектов.

   Статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлены общие требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами про­изводства и потребления, введены запреты в данной сфере.

  Базовым законодательным актом, регулирующим отношения в области обращения с отходами производства и потребления, является Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ), определяющий основные понятия, принципы и приоритетные направ­ления государственной политики в обла­сти обращения с отходами, полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в этой области, общие требования к обращению с отходами, вопросы нормирования, государствен­ного учета и отчетности в области обра­щения с отходами, экономического ре­гулирования, государственного надзора и ответственности за нарушение законо­дательства в этой области, а также по­становление Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с тверды­ми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правитель­ства Российской Федерации от 25 авгу­ста 2008 года № 641» (вместе с «Пра­вилами обращения с твердыми комму­нальными отходами») (далее - Правила обращения с твердыми коммунальными отходами).­

Полномочия органов власти и региональных операторов в области обращения с отходами

   В соответствии со статьей 6 Фе­дерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ к полномочиям орга­нов государственной власти субъек­тов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся:

  разработка, утверждение и реализа­ция региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, участие в разработке и выполнении фе­деральных программ в области обраще­ния с отходами;

  разработка и утверждение террито­риальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами;

  осуществление регионального госу­дарственного экологического надзора в области обращения с отходами;

  установление нормативов образова­ния отходов и лимитов на их размеще­ние, порядка их разработки и утверж­дения;

  осуществление приема отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, уста­новление порядка ее представления и контроля;

  определение в программах социаль­но-экономического развития субъектов Российской Федерации прогнозных по­казателей и мероприятий по сокраще­нию количества твердых коммунальных отходов, предназначенных для захоронения;

  утверждение предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами;

  утверждение инвестиционных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами;

  утверждение производственных программ в области обращения с твер­дыми коммунальными отходами;

  утверждение порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления);

  регулирование деятельности регио­нальных операторов.

  В соответствии со статьей 8 Феде­рального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ и Федеральным законом от 06.10.2003№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного са­моуправления в Российской Федера­ции»:

  к вопросам местного значения го­родского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов;

  к вопросам местного значения муни­ципального района относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных райо­нов.

  В соответствии со статьями 1,4 и 10 Федерального закона от 31.12.2017 № 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и от­дельные законодательные акты Рос­сийской Федерации» с 01.01.2019 к полномочиям органов местного са­моуправления (городских поселений, муниципальных районов) в области обращения с твердыми коммуналь­ными отходами отнесены:

  создание и содержание мест (пло­щадок) накопления твердых коммуналь­ных отходов;

  определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение рее­стра мест (площадок) накопления твер­дых коммунальных отходов;

  организация экологического воспи­тания и формирования экологической культуры в области обращения с твер­дыми коммунальными отходами.

  Права и обязанности операторов, ре­гиональных операторов по обраще­нию с твердыми коммунальными от­ходами (далее - операторы) опреде­ляются в соответствии с Федераль­ным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ. Операторы, в частности:

  являются плательщиками платы за негативное воздействие на окружаю­щую среду при размещении твердых коммунальных отходов;

  обеспечивают сбор, транспортиро­вание, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации в со­ответствии с региональной программой в области обращения с отходами и тер­риториальной схемой обращения с отходами;

  обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную региональной схемой об­ращения с отходами;

  не вправе отказать в заключении до­говора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные опе­раторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с други­ми видами отходов с собственниками таких отходов;

  осуществляют раскрытие информа­ции в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами

  Региональный оператор заключает договоры с физическими, юриди­ческими лицами, индивидуальны­ми предпринимателями, на оказание услуг по обращению с твердыми ком­мунальными отходами, в отношении твердых коммунальных отходов, обра­зующихся:

а) в жилых помещениях в многоквар­тирных домах (в том числе двухквартирные жилые дома);

б) в жилых индивидуальных домах (благоустроенный, неблагоустроенный)

в) в иных зданиях, строениях, со­оружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах.

  Основанием для заключения дого­вора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - за­явка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отхо­дами.

  Региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных по­требителей о необходимости заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО путем размещения соответствующей информации на сво­ем официальном сайте в информаци­онно-телекоммуникационной сети «Ин­тернет», а также в средствах массовой информации.

  В течение 10 рабочих дней со дня утверждения единого тарифа на услу­гу РО размещает на своем официаль­ном сайте адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст типового договора.

  Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО направляет РО заявку по­требителя в письменной форме.

  В случае если потребитель не на­правил РО заявку потребителя, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступает в силу на 16-й рабочий день после размещения РО предложения о заключении указан­ного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуни­кационной сети «Интернет».

  В заявке потребителя указываются следующие сведения:

  а) реквизиты потребителя:

  для юридического лица - полное наименование, основной государствен­ный регистрационный номер записи в Едином государственном реестре юридических лиц и дата ее внесения в ре­естр, фактический адрес, индивидуальный номер налогоплательщика, банков­ские реквизиты и документы, удостове­ряющие право лица на подписание до­говора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами;

  для индивидуального предпринима­теля - основной государственный регистрационный номер записи в Едином го­сударственном реестре индивидуальных предпринимателей и дата ее внесения в реестр, адрес регистрации по месту жи­тельства, индивидуальный номер нало­гоплательщика и банковские реквизиты;

  для физического лица - фамилия, имя, отчество, серия, номер и дата вы­дачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Фе­дерации, адрес регистрации по месту жительства и контактные данные потре­бителя;

  б) наименование и местонахождение жилых помещений и иных объектов не­движимого имущества;

  в) сведения о виде хозяйственной и (или) иной деятельности, осуществляемой потребителем (для юридического лица и индивидуального предпринима­теля), сведения о количестве и составе образующихся твердых коммунальных отходов за год.

  К заявке потребителя прилагаются следующие документы:

  а) копия документа, подтверждаю­щего право собственности или иное законное основание возникновения у по­требителя прав владения и (или) пользования зданием, сооружением, жилым и нежилым помещением, земельным участком;

  б) о площади жилых помещений, не­жилых помещений (отдельно для каждого собственника нежилого помещения), помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, или о количе­стве проживающих в многоквартирном доме, жилом доме или части жилого дома (в зависимости от способа расчета платы за услугу по обращению с тверды­ми коммунальными отходами).

Начисление оплаты за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами

   Приказом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской об­ласти от 14 ноября 2023 года № 179 утверждены нормативы  накопления твёрдых коммунальных отходов на территории Томской области».

Сведения о нормативах приведены ниже.

Категория объектов

Расчетная единица

Норматив накопления твердых коммунальных отходов

кубических метров в год

килограмм в год

Жилые дома

1 проживающий

2,025

161,09

Многоквартирные дома

1 проживающий

2,410

206,720

Банки, финансовые учреждения

1 квадратный метр общей площади

0,042

1,223

Отделения связи

1 квадратный метр общей площади

0,043

1,550

Административные, офисные учреждения

1 квадратный метр общей площади

0,032

1,019

Продовольственные магазины

1 квадратный метр общей площади

0,173

4,563

Промтоварные магазины

1 квадратный метр общей площади

0,046

1,165

  Оплата за ТКО для жилых поме­щений на территории Бакчарского района начисляется в зависимости от численности человек, зарегистриро­ванных и проживающих в помещении. Оплата за ТКО для гаражей начисля­ется в зависимости от количества ма­шиномест. Оплата за ТКО для садо­водческих обществ начисляется в за­висимости от количества участников. Оплата за ТКО для административных и офисных учреждений начисляется в зависимости от количества сотрудни­ков и т.д.

  Считается ли одноэтажный дом, со­стоящий из двух, трёх и более квар­тир, расположенный в частном сек­торе, многоквартирным?

  В соответствии с постановлением Правительства Российской Федера­ции от 28.01.2006 № 47 «Об утверж­дении Положения о признании по­мещения жилым, жилого помещения непригодным для проживания и мно­гоквартирного дома аварийным и под­лежащим сносу или реконструкции» многоквартирным домом признаётся совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, приле­гающий к жилому дому, либо в поме­щения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным за­конодательством. Общее имущество - это не только помещения, но и кры­ша, инженерные коммуникации, сте­на, фундамент, подвал и т.д., всё, что обслуживает более одного помеще­ния. Соответственно к жителям таких домов должны применяться такие же нормативы и тарифы, как и к жителям многоквартирных домов.

Стоимость услуг регионального оператора

  Потребитель обязан заключить с региональным оператором дого­вор на оказание услуг по обра­щению с ТКО с момента установления единого тарифа.                   Учитывая, что единый тариф на услугу регионального опера­тора по обращению с ТКО подлежит регулированию, предельный тариф на осуществление деятельности в обла­сти обращения с ТКО для региональ­ных операторов на территории Том­ской области устанавливается Депар­таментом тарифного регулирования Томской области.

Приказом Департамента тарифного регулирования Томской области от 20.12.2023 № 7-564/9(575) установлен предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальны­ми отходами ООО «Партнер» на период с 1 января 2024 года по 31 декабря 2024 года, согласно которого цена за обращение с ТКО для физи­ческих и юридических лиц не должна превышать 738, 57 рублей за один кубический метр.

Начисление за вывоз ТКО от квар­тир и домовладений, в которых никто не прописан и никто не проживает

        

  Начисление за вывоз ТКО от квар­тир и домовладений, в которых никто не прописан и никто не проживает региональным оператором производится. В случае, если одно лицо владеет несколькими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участка­ми, может заключаться один договор на оказание услуг по обращению с твёр­дыми коммунальными отходами с вклю­чением в такой договор всех указанных объектов, если они расположены в зоне деятельности одного регионального оператора.

  При отсутствии постоянно и времен­но проживающих в жилом помещении граждан объём коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами рассчитывается с учётом количества собственников такого поме­щения. При этом необходимо письмен­но уведомить регионального оператора с приложением подтверждающих доку­ментов.

Платить или не платить за вывоз мусора?

  При наличии на территории посе­ления организованной системы сбора ТКО собственник обязан обеспечивать обращение с ТКО путём заключения договора с региональным оператором и оплачивать данную услу­гу. Уклонение граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц от заключения договора на оказание ус­луг по обращению с ТКО содержит признаки административного правонару­шения, закреплённого статьей 8.2 КоАП РФ и, соответственно, будет являться основанием для привлечения собствен­ников к административной ответствен­ности.

  В случае, если гражданами при от­сутствии заключённых договоров на обращение с ТКО нанесён вред земель­ным участкам в результате нарушения требований по обращению с отходами (например, при накоплении отходов на своих участках или при их несанкцио­нированном складировании в иных местах), они также будут привлекаться к административной ответственности по части 2 статьи 8.6 КоАП РФ (порча земель).В случае, если на территории поселения не организована система сбора ТКО (не установлены контейнеры или бункеры), коммунальная услуга считается не оказанной и плата за неё не взимается.

Содержание контейнерных площадок

   Бремя содержания контейнерных площадок лежит на собственни­ке земельного участка. В случае, если у земельного участка отсутствует собственник, бремя его содержания несут органы местного самоуправления муниципальных образований, в грани­цах которых расположены такие площадки.

Ликвидация несанкционированных свалок отходов

               

   В случае обнаружения региональ­ным оператором места складиро­вания ТКО, объём которых превы­шает 1 м. куб., на земельном участке, не предназначенном для этих целей, региональный оператор обязан уведо­мить собственника земельного участка, орган местного самоуправления и ор­ган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного разме­щения твёрдых коммунальных отходов. Собственник земельного участка обя­зан в течение 30 дней после получения уведомления ликвидировать место не­санкционированного размещения ТКО, в противном случае региональный опе­ратор вправе ликвидировать место не санкционированного размещения ТКО самостоятельно, а понесённые расхо­ды на ликвидацию взыскать в судеб­ном порядке с собственника земельно­го участка. В случае выявления места складирования ТКО в месте, не предназначенном для этих целей, иными ли­цами необходимо обратиться к региональному оператору.

Льготы на оплату услуги по вывозу ТКО

  Услуга по обращению с ТКО явля­ется коммунальной. Согласно действующему законодательству на неё распространяются все льготы, как и на другие коммунальные услуги в соот­ветствии с действующим законодательством Российской Федерации и законо­дательством Томской области.

Обжалование действий (бездействий) регионального оператора, повлекшие нарушения действующего законодательства

  В Управление Росприроднадзора по Томской области — на нару­шение региональным оператором условий лицензии по сбору, транспор­тированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, а также на про­блемы, связанные с экологией и охра­ной окружающей среды.

  В Департамент природных ре­сурсов и охраны окружающей среды Томской области - на нарушение региональным оператором условий согла­шения по обращению с ТКО.

  В Управление Роспотребнадзора по Томской области - на нарушение санитарно-эпидемиологических норм и правил.

                                В Департамент тарифного регу­лирования Томской области - на нарушения в области тарифов на услуги регионального оператора.

                                В Департамент ЖКХ и государ­ственного жилищного надзора Том­ской области - по вопросам оплаты (в том числе и перерасчёт платы) за вывоз мусора, некачественный вывоз ТКО.

Сайт использует сервисы веб-аналитики Яндекс Метрика и Спутник с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике