
С 2019 года на территории Российской Федерации реформирована система обращения с твёрдыми коммунальными отходами.
Новая система нацелена на уменьшение объёмов захоронения образуемых отходов за счёт сортировки мусора и раздельного сбора вторичных материальных ресурсов.
В рамках реформы разработана территориальная схема обращения с отходами - документ стратегического планирования, описывающий текущую ситуацию в сфере обращения с отходами, планируемые объекты инфраструктуры сферы ТКО, сроки их строительства.
Согласно территориальной схеме, Томская область разделена на восемь зон, в каждой из которых работает свой региональный оператор.
07 сентября 2022 года по результатам конкурсного отбора между Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области и ООО «Партнер» заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории четвертой зоны деятельности регионального оператора, включающей в себя Бакчарский, Кожевниковский, Шегарский районы, муниципальное образование «город Кедровый».
Департаментом природных ресурсов Томской области подписано концессионное соглашение с ООО «Томская региональная концессионная компания» о финансировании, создании и эксплуатации автоматизированного мусоросортировочного комплекса. Эксплуатация мусоросортировочного комплекса на территории Томкой области позволит снизить объем захоронения ТКО.
В прокуратуру района периодически поступают вопросы относительно оказания услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.
«Откуда такие нормативы, тарифы?», «Можно ли отказаться от оплаты?», «Каков порядок заключения договора с региональным оператором (РО)»? и т.д.
Правовое регулирование обращения с отходами производства и потребления
Конституцией Российской Федерации (статья 72) вопросы охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
Статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлены общие требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления, введены запреты в данной сфере.
Базовым законодательным актом, регулирующим отношения в области обращения с отходами производства и потребления, является Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ), определяющий основные понятия, принципы и приоритетные направления государственной политики в области обращения с отходами, полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в этой области, общие требования к обращению с отходами, вопросы нормирования, государственного учета и отчетности в области обращения с отходами, экономического регулирования, государственного надзора и ответственности за нарушение законодательства в этой области, а также постановление Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года № 641» (вместе с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами») (далее - Правила обращения с твердыми коммунальными отходами).
Полномочия органов власти и региональных операторов в области обращения с отходами
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся:
разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами;
разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами;
осуществление регионального государственного экологического надзора в области обращения с отходами;
установление нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, порядка их разработки и утверждения;
осуществление приема отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, установление порядка ее представления и контроля;
определение в программах социально-экономического развития субъектов Российской Федерации прогнозных показателей и мероприятий по сокращению количества твердых коммунальных отходов, предназначенных для захоронения;
утверждение предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами;
утверждение инвестиционных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами;
утверждение производственных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами;
утверждение порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления);
регулирование деятельности региональных операторов.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ и Федеральным законом от 06.10.2003№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»:
к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов;
к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
В соответствии со статьями 1,4 и 10 Федерального закона от 31.12.2017 № 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 01.01.2019 к полномочиям органов местного самоуправления (городских поселений, муниципальных районов) в области обращения с твердыми коммунальными отходами отнесены:
создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Права и обязанности операторов, региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - операторы) определяются в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ. Операторы, в частности:
являются плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов;
обеспечивают сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами;
обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную региональной схемой обращения с отходами;
не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов;
осуществляют раскрытие информации в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами
Региональный оператор заключает договоры с физическими, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся:
а) в жилых помещениях в многоквартирных домах (в том числе двухквартирные жилые дома);
б) в жилых индивидуальных домах (благоустроенный, неблагоустроенный)
в) в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах.
Основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.
В течение 10 рабочих дней со дня утверждения единого тарифа на услугу РО размещает на своем официальном сайте адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО направляет РО заявку потребителя в письменной форме.
В случае если потребитель не направил РО заявку потребителя, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступает в силу на 16-й рабочий день после размещения РО предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В заявке потребителя указываются следующие сведения:
а) реквизиты потребителя:
для юридического лица - полное наименование, основной государственный регистрационный номер записи в Едином государственном реестре юридических лиц и дата ее внесения в реестр, фактический адрес, индивидуальный номер налогоплательщика, банковские реквизиты и документы, удостоверяющие право лица на подписание договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами;
для индивидуального предпринимателя - основной государственный регистрационный номер записи в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и дата ее внесения в реестр, адрес регистрации по месту жительства, индивидуальный номер налогоплательщика и банковские реквизиты;
для физического лица - фамилия, имя, отчество, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, адрес регистрации по месту жительства и контактные данные потребителя;
б) наименование и местонахождение жилых помещений и иных объектов недвижимого имущества;
в) сведения о виде хозяйственной и (или) иной деятельности, осуществляемой потребителем (для юридического лица и индивидуального предпринимателя), сведения о количестве и составе образующихся твердых коммунальных отходов за год.
К заявке потребителя прилагаются следующие документы:
а) копия документа, подтверждающего право собственности или иное законное основание возникновения у потребителя прав владения и (или) пользования зданием, сооружением, жилым и нежилым помещением, земельным участком;
б) о площади жилых помещений, нежилых помещений (отдельно для каждого собственника нежилого помещения), помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, или о количестве проживающих в многоквартирном доме, жилом доме или части жилого дома (в зависимости от способа расчета платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами).
Начисление оплаты за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами
Приказом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области от 14 ноября 2023 года № 179 утверждены нормативы накопления твёрдых коммунальных отходов на территории Томской области».
Сведения о нормативах приведены ниже.
Категория объектов |
Расчетная единица |
Норматив накопления твердых коммунальных отходов |
|
кубических метров в год |
килограмм в год |
||
Жилые дома |
1 проживающий |
2,025 |
161,09 |
Многоквартирные дома |
1 проживающий |
2,410 |
206,720 |
Банки, финансовые учреждения |
1 квадратный метр общей площади |
0,042 |
1,223 |
Отделения связи |
1 квадратный метр общей площади |
0,043 |
1,550 |
Административные, офисные учреждения |
1 квадратный метр общей площади |
0,032 |
1,019 |
Продовольственные магазины |
1 квадратный метр общей площади |
0,173 |
4,563 |
Промтоварные магазины |
1 квадратный метр общей площади |
0,046 |
1,165 |
Оплата за ТКО для жилых помещений на территории Бакчарского района начисляется в зависимости от численности человек, зарегистрированных и проживающих в помещении. Оплата за ТКО для гаражей начисляется в зависимости от количества машиномест. Оплата за ТКО для садоводческих обществ начисляется в зависимости от количества участников. Оплата за ТКО для административных и офисных учреждений начисляется в зависимости от количества сотрудников и т.д.
Считается ли одноэтажный дом, состоящий из двух, трёх и более квартир, расположенный в частном секторе, многоквартирным?
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» многоквартирным домом признаётся совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством. Общее имущество - это не только помещения, но и крыша, инженерные коммуникации, стена, фундамент, подвал и т.д., всё, что обслуживает более одного помещения. Соответственно к жителям таких домов должны применяться такие же нормативы и тарифы, как и к жителям многоквартирных домов.
Стоимость услуг регионального оператора
Потребитель обязан заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО с момента установления единого тарифа. Учитывая, что единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО подлежит регулированию, предельный тариф на осуществление деятельности в области обращения с ТКО для региональных операторов на территории Томской области устанавливается Департаментом тарифного регулирования Томской области.
Приказом Департамента тарифного регулирования Томской области от 20.12.2023 № 7-564/9(575) установлен предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами ООО «Партнер» на период с 1 января 2024 года по 31 декабря 2024 года, согласно которого цена за обращение с ТКО для физических и юридических лиц не должна превышать 738, 57 рублей за один кубический метр.
Начисление за вывоз ТКО от квартир и домовладений, в которых никто не прописан и никто не проживает
Начисление за вывоз ТКО от квартир и домовладений, в которых никто не прописан и никто не проживает региональным оператором производится. В случае, если одно лицо владеет несколькими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками, может заключаться один договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами с включением в такой договор всех указанных объектов, если они расположены в зоне деятельности одного регионального оператора.
При отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объём коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами рассчитывается с учётом количества собственников такого помещения. При этом необходимо письменно уведомить регионального оператора с приложением подтверждающих документов.
Платить или не платить за вывоз мусора?
При наличии на территории поселения организованной системы сбора ТКО собственник обязан обеспечивать обращение с ТКО путём заключения договора с региональным оператором и оплачивать данную услугу. Уклонение граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц от заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО содержит признаки административного правонарушения, закреплённого статьей 8.2 КоАП РФ и, соответственно, будет являться основанием для привлечения собственников к административной ответственности.
В случае, если гражданами при отсутствии заключённых договоров на обращение с ТКО нанесён вред земельным участкам в результате нарушения требований по обращению с отходами (например, при накоплении отходов на своих участках или при их несанкционированном складировании в иных местах), они также будут привлекаться к административной ответственности по части 2 статьи 8.6 КоАП РФ (порча земель).В случае, если на территории поселения не организована система сбора ТКО (не установлены контейнеры или бункеры), коммунальная услуга считается не оказанной и плата за неё не взимается.
Содержание контейнерных площадок
Бремя содержания контейнерных площадок лежит на собственнике земельного участка. В случае, если у земельного участка отсутствует собственник, бремя его содержания несут органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены такие площадки.
Ликвидация несанкционированных свалок отходов
В случае обнаружения региональным оператором места складирования ТКО, объём которых превышает 1 м. куб., на земельном участке, не предназначенном для этих целей, региональный оператор обязан уведомить собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твёрдых коммунальных отходов. Собственник земельного участка обязан в течение 30 дней после получения уведомления ликвидировать место несанкционированного размещения ТКО, в противном случае региональный оператор вправе ликвидировать место не санкционированного размещения ТКО самостоятельно, а понесённые расходы на ликвидацию взыскать в судебном порядке с собственника земельного участка. В случае выявления места складирования ТКО в месте, не предназначенном для этих целей, иными лицами необходимо обратиться к региональному оператору.
Льготы на оплату услуги по вывозу ТКО
Услуга по обращению с ТКО является коммунальной. Согласно действующему законодательству на неё распространяются все льготы, как и на другие коммунальные услуги в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и законодательством Томской области.
Обжалование действий (бездействий) регионального оператора, повлекшие нарушения действующего законодательства
В Управление Росприроднадзора по Томской области — на нарушение региональным оператором условий лицензии по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, а также на проблемы, связанные с экологией и охраной окружающей среды.
В Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области - на нарушение региональным оператором условий соглашения по обращению с ТКО.
В Управление Роспотребнадзора по Томской области - на нарушение санитарно-эпидемиологических норм и правил.
В Департамент тарифного регулирования Томской области - на нарушения в области тарифов на услуги регионального оператора.
В Департамент ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области - по вопросам оплаты (в том числе и перерасчёт платы) за вывоз мусора, некачественный вывоз ТКО.